Skip to main content

В США премируют акциями, в России — наличными

В США премируют акциями, в России — наличными

Высокие выплаты западным топ-менеджерам в равной степени продиктованы как возможностью назначать зарплату самим себе, так и тяжелыми условиями их работы, выяснили ученые NBER, оценив данные по компаниям из списка S&P 500. В России большинство крупных компаний государственные, поэтому природа высоких бонусов и мотивация «топов» здесь иная, говорят эксперты.

Эксперты National Bureau of Economic Research (NBER) Карола Фридман и Дирк Джентер в исследовании «Компенсации исполнительным директорам» решили ответить на вопрос, которым задавался весь мир в кризис, — какова природа высоких доходов топ-менеджеров. Принято считать, что руководители могут назначать зарплату самим себе. Другие оправдывают «топов»: они лишь выгодно продают свои таланты на рынке труда. На примере компаний из S&P 500 был сделан вывод: оба фактора равнозначны.

Для России, где большая часть крупных компаний в той или иной мере государственные, это утверждение неприменимо, утверждают эксперты. «На Западе сведения о деятельности компаний публичны и акционеры могут влиять на судьбу «топов», — говорит управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов. — Громкие отставки очень редки, но их угроза вполне реальна, что сильно умеряет аппетиты».

В России на практике бонусы топ-менеджмента никак не привязаны ни к доходам, ни к капитализации компаний, говорит г-н Хестанов. «Тут речь даже не столько о коррупции, сколько о государственности, — объясняет он. — Порой госкомпании вынуждены заниматься непрофильной деятельностью. Так, в кризис из крупных банков сделали покупателей последней инстанции банкротившихся «заводов и пароходов». Таким образом правительство поддержало падающий рынок, и нельзя сказать, что в этом нет своих плюсов».

Влияние рынка на зарплату топ-менеджмента в России минимально, соглашается гендиректор экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко. По его подсчетам, в госкомпаниях этот фактор задействован лишь на 10—15%. Да и структура доходов российских и западных «топов» сильно разнится. В России руководителей все чаще премируют налом, в США — акциями родной компании.

По данным NBER, зарплата и бонус американского «топа» в среднем составляют лишь 38% от дохода. Остальное — опцион (возможность выкупа акций по льготной цене) и сток (премия акциями компании). «Таким образом доход «топа» привязывают к доходам компании, мотивируют на свершения, — поясняет Сергей Хестанов. — В России такой необходимости нет. Более того, государство, имеющее долю почти во всех крупных компаниях, не заинтересовано размывать свой пакет».

Лет через десять отечественные компании могут пойти путем опциона, если эксперимент Сбербанка, о котором пока только говорит его глава Герман Греф, воплотится в жизнь и станет успешным, не исключает г-н Хестанов. Должен пойти процесс разгосударствления экономики, о котором говорит Белый дом, соглашается г-н Пятенко. «Думаю, лет через десять российские компании начнут привязывать доход «топов» к доходам компании хотя бы акциями», — говорит он.



RBCDaily.ru
 

Ваша оценка: Нет Средняя: 5 (1 голос)


  Понравился сайт? =)
Нашли что-нибудь интересное? =)
  Поддержите! =)

 



 
WMR: Р915341154920 WMZ: Z385068809487
WME: E228864904353  WMB: X116168057060
 
Мы - Вас - не забудем, Веришь.Нет? =)
P.S. И сделаем еще что-нибудь, полезное и нужное... Правда-правда =)))